Бывает космический туризм, а атомный туризм бывает? Этим вопросом начинаешь задаваться, когда посчастливилось попасть на закрытый объект - Кольскую АЭС.
Счастье заключалось еще и в том, что несколько часов назад мы были в Мурманске, а сейчас приехали в Полярные Зори за двести километров, и теперь в окнах не серая мгла и вьюга, а сказочный лес в снегу подсвеченный огнями объекта ядерной энергетики.
Но обо всем по порядку...
7.00.
На ходу допивая кофе, - завтрак в отеле "Огни Мурманска" подали 10 минут назад, грузимся в автобус, который через 5 часов должен доставить нас к следующей цели нашей поездки - КАЭС.
3 часа спустя мы практически на месте. Автобус останавливается во дворе одноэтажного здания - Учебно-реабилитационного центра Кольской атомной и сонные мы выходим на 18-ти градусный мороз. Куда делись еще 2 часа пути? Этот вопрос так и останется без ответа.
В вестибюле Центра нас встречают: витрины с наградами и сувенирами, чучела животных, уютные диваны и инструктор-методист по физической культуре и спорту.
* Поля́рные Зо́ри — город в Мурманской области России. Возле города находится Кольская АЭС. Население — 14 936 чел.
Город живет атомной энергетикой и спортом, которого здесь представлено более 30-ти различных видов. Все секции и кружки бесплатны не только для сотрудников станции, но и для горожан. Поговаривают, что здешние лыжники - настоящие машины. Это косвенно подтверждают многочисленные кубки, медали и вымпела, выставленные на самом видном месте.
Очень скоро за нами приезжают 2 очаровательные девушки - представители принимающей стороны и мы отбываем на Объект.
!2!.
В столовой КАЭС кормят очень вкусно, а меры безопасности на проходной беспрецедентные.
Перед входом в машинный зал выдают не только каску, но и беруши. Там мы ходим, смотрим и молчим. Мощный гул механизмов заглушает тщетные попытки общения с сотрудниками станции. Руками трогать ничего нельзя, в калитки заходить запрещается!
Изотоп урана 235 проходит период полураспада за 7,04(1)•10 в 8-й степени лет и увидеть этот процесс невооруженным взглядом нельзя! Вы не поверите, но и без зрительного контакта возможна самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция.
Мы не видим как это работает, но это работает! Поэтому этот изотоп используется как топливо в ядерных реакторах, а также в ядерном оружии.
Перед входом на блок нас раздевают и полностью одевают в спецодежду. Украшения и личные вещи приходится оставить в шкафчике. В случае загрязнения радиацией, эти вещи уже нельзя будет вынести.
На блоке очень чисто, не в привычном смысле, а в плане уровня радиации - дозиметры показывают нули.
Единственный неожиданный момент - внезапно поехавший кран. Экскурсия экскурсией, а рабочий процесс прерывать нельзя!
В переходах между залами пункты радиационного контроля. Мы чистые и идем дальше на щит управления комплексом по переработке жидких радиоактивных отходов - КП ЖРО.
Основная задача, которая в полной мере реализуется на КАЭС - это уменьшение объемов радиоактивных отходов в 70-90 раз. На выходе после переработки остается безвредная соль, похожая на полимер зеленоватого цвета, которую грузят в 200-литровые бочки.
Ее можно трогать - отходы очищены от радионуклидов.
Преодолеваем очередной дозиметрический контроль и покидаем зал утилизации ЖРО.
Выходят не все...
Мимо нас проносится главный инженер, охранник и один из делегатов. Дозиметр среагировал некорректно на наличие колец на руках.
Смирившись с мыслью, что Светлану придется подарить Кольской станции, идем дальше.
Продолжение следует…
Группа «Мой Сосновый Бор» выражает благодарность руководству Ленинградской Атомной Станции за приглашение к сотрудничеству и организацию поездки.
Автор: Екатерина Лаврентьева
За фотоматериалы спасибо:
S-Weetilda Фон-Семакова
Павел Соловьев
Антон Лохматый
Начать обсуждение...
Вам необходимо Войти
или Зарегистрироваться на сайте,
чтобы оставить комментарий.